385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 229
+7 (877) 252-1893 adygmuseum@yandex.ru
  1. Главная страница
  2. Выставки
  3. Выставка "Котурны как часть национального костюма"

Выставка "Котурны как часть национального костюма"

Дата и время
15.12.2022 12:23:00 -
Место проведения
На выставке представлен один из наиболее ярких атрибутов адыгского женского национального костюма – котурны – деревянная обувь на высоких подставках из коллекции Национального музея Республики Адыгея. Выставочный проект направлен на раскрытие истории возникновения, использования данного вида обуви у адыгов. Котурны — древняя женская обувь сложной конструкции. Внешне они напоминают небольшие скамеечки и представляют собой основу в форме ступни, к которой крепятся высокие подпорки. Такие туфли не носили в повседневной жизни, а надевали только по особым, торжественным случаям — например, на свадьбу. В высокой обуви ходить было непросто, женщины ступали грациозно, медленно и плавно. Котурны надевали на чувяки — туфли из мягкой кожи. Особое внимание на выставке уделено источниковой базе в виде записок путешественников и исследователей материальной культуры адыгов. М.З. Азаматова, этнограф, писавшая о черкесском орнаменте в 1960-е гг., считала, что котурны (пхъэцуакъэ) были самой древней обувью у черкесов. Е.Н. Студенецкая говорит о заимствованиях у крымско-татарских элит, с которыми черкесские элиты были связаны через отношения аталычества, куначества и торговые связи. Отдельный раздел выставки раскрывает технологию изготовления деревянной обуви – котурн. На выставке будут представлены инструменты мастера по дереву (Топор, тесло, стамеска, струг, рубанок), инструменты мастера по золотому шитью (дощечки, крючок для наматывания галуна, костяной нож), заготовка деревянной части котурн (автор – мастер по дереву Р. Костоков). Характер декорирования котурнов, впрочем, как и всего черкесского женского костюмного комплекса, говорит о тонком и изысканном вкусе как черкесских мастеров, так и потребителей их изделий. Котурны украшались сдержанно — обтягивались бархатом или кожей. Для декора использовали накладки из металла или серебра с гравировкой, чернью и позолотой. Котурны, более демократичные по своей орнаментировке, обычно имели накладки из жести со штампованным орнаментом. На выставке прослеживается связь времен, характеризующаяся тем, что в своих работах мастера народных художественных промыслов сохраняют народные традиции в искусстве и старинные технологии ремесел. В фондах Национального музея РА хранятся котурны, изготовленные такими мастерами как, Урусов А.Х., Мастафов В., Гумова Л.