385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 229
+7 (877) 252-1893 adygmuseum@yandex.ru
  1. Главная страница
  2. Выставки
  3. Выставка "Адыгэ пщынэу Iэпэ пшIыкIутIур… Адыгская гармонь"

Выставка "Адыгэ пщынэу Iэпэ пшIыкIутIур… Адыгская гармонь"

Дата и время
06.10.2022 09:32:00 -
Место проведения
Выставочный проект создан на основе коллекции музыкальных инструментов Национального музея РА. Кроме музыкальных инструментов на выставке представлены пластинки, предметы декоративно-прикладного искусства, печатные издания. На старинных и современных фотографиях можно увидеть портреты мастеров искусств, отдельных исполнителей и ансамбли. Выставка посвящена, инструменту, который стал лидирующим инструментом адыгского традиционного ансамбля и так же знаменитым адыгским гармонистам прошлых лет и современности. Гармоника у адыгов появилась сравнительно недавно, во второй половине ХIХ века в силу расширения торгово-экономических связей адыгов с Россией. Среди адыгов бытовали разные типы гармоник. Наибольшую популярность получили вятские гармоники 12-ти, 16-ти и 18-ти клавишные с диатоническим строем, а также четырнадцати клавишные, которые сейчас редко встречаются в быту. Облик рояльных клавиш более соответствовал эстетическим идеалам адыгов. Их размеры, форма, ровность сопоставимы с газырями на мужском костюме. Гармоника должна была быть легкой, удобной для игры в положении стоя. Потребность в легкой гармонике определялась сложившейся традицией танцевального круга, в котором гармонист не просто создает музыкальное сопровождение танцу, а включается в систему игрового пространства круга. На выставке различные исследования и публикации в прессе рассказывают об известных гармонистах, таких как Магомед Хагаудж, Паго Бельмехов, Улагай Аутлев, Алий Темзоков, Махмуд Шагуджев, Ким Тлецерук. Коллекцию пшынэ НМРА составляют различные гармоники, от самых старых, 12-клавишных, до более современных – 14-ти и 16-ти клавишных. В фонде музея хранятся экземпляры, выполненные известным в Адыгее мастером Мадином Хуаде, занимавшимся производством гармоник с начала 1950-х годов. Изготавливая инструмент, он собственноручно выполнял все виды работ (столярную, по металлу, создание мехов, клавиш). По числу созданных инструментов и их качеству нет равных в регионе Северо-Западного Кавказа. Главная заслуга гармонистов старшего поколения, Магомета Хагауджа, Паго Бельмехова, Улагая Аутлева, Алия Темзокова и других, заключается в том, что они выработали особые манеры и приемы игры на гармонике и передали их следующим поколениям гармонистов. Их достойными приемниками в современной адыгской культуре являются гармонисты: Аслан Тлебзу, Магомет Дзыбов, Батыр Гучетль, Адам Шеуджен, Анзор Миш, Руслан Барчо и другие. Так же яркими представителями и носителями народного музыкального искусства сегодня являются Государственный ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», Государственный ансамбль народной песни и танца Адыгеи «Исламей», фольклорно-этнографический ансамбль аутентичного песнопения «Жъыу», детский фольклорный ансамбль «Ащэмэз». Эти творческие коллективы стали визитной карточкой Республики Адыгеи.