385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 229
+7 (877) 252-1893 adygmuseum@yandex.ru
  1. Главная страница
  2. Выставки
  3. Посвященные богам

Посвященные богам

Дата и время
18.05.2019 18:00:00 -
Место проведения

18 мая в Национальном музее Республики Адыгея прошло открытие выставки "Посвященные Богам".
Вотивные предметы или вотивные дары, от votivus - посвященный богам, от «вотума» – обет, желание. Различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления, или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов – смягченная форма жертвоприношения. Традиция известна со времен пещерного человека до наших дней.
Воссоздание или реконструкция духовной жизни древнего человека, куда входит создание картины мира (космогонической картины, идеологии, мировоззрения) и религиозных практик представляется для бесписьменных народов крайне сложным и труднообъяснимым делом.
Все археологические материалы представляют собой фрагментарные остатки культуры, которые только частично отражают живую культуру во всем ее многообразии. Кроме того, предметы, чью функцию определить затруднительно, либо она не поддается однозначному истолкованию, а также явления, сопровождающие заведомо культовые действия, обычно трактуются исследователями как ритуальные.
Мировоззрение коллектива тесно связано с системой жизнеобеспечения и типом хозяйства. Любая вещь в сознании древних имела не только утилитарное, но и символическое значение. Одни вещи, например, орудия труда, как правило, были включены в сферу материальной культуры, другие (предметы культа, различного рода изображения, ювелирные изделия) – духовной.
Для ритуальных предметов предполагается единый семантическаий ряд, обозначающий солнце, небо и огонь.
Эта универсальная связь символизировала важнейшие элементы космогонии, обеспечивающие плодородие. Особое внимание уделялось использованию в изготовлении предметов из «желтых» металлов – бронзы и золота, в общетипологическом плане символизирующих верхний мир, плодородие, тогда как изделия из «белого» металла – символ среднего и нижнего миров, ночного светила и ночи (в данном случае мы имеем в виду серебро) весьма единичны. О красном цвете, его значении в обрядовой символике хорошо известно по этнографическим материалам. Его семантика сводится к одному началу – жизни и связанному с ней культу плодородия. Красный цвет предмета чаще всего рассматривается как цвет оберега и символ возрождения. Символика красного цвета широко распространена в погребальных обрядах первобытных культур.
Вниманию посетителей выставки будут представлены: глиняные конусы с грибовидными навершиями, скульптурные изображения тотемных животных, сосуды, курильницы, бляшки с солярными знаками в виде концентрических окружностей, крестов в круге, свастических изображений, навершия ритуальных штандартов, оселки, топорики, топорик-скипетр, бляшки в виде копыта, печать (моливдовул) главы Зихской епархии Константинопольского патриархата архиепископа Антони.