Выставка старинных кукол

4 марта 2015 г. в Национальном музее Республики Адыгея открылась выставка старинных кукол частного коллекционера Ирины Киек. На выставке представлены редкие экземпляры кукол 19-20 вв. отечественного производства, Германии, США и др.

С незапамятных времен человек играл в куклы. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое — детская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представлении — фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты).

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет.  Но служили эти куклы не детям, а взрослым: несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего.

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов — прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60-е годы XIX века пандоры переродились в манекен.

В середине XIX века в Европе начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Среди германских производителей были Gebruder Heubach, Kammer&Reinhardt, Armand Marselle, Kestner и др. Во Франции производились такие марки кукол как Jumeau в дальнейшем преобразованное в кукольное сообщество некоторых производителей и названное SFBJ, а также Steiner, Denamur, Francois Gaultier. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий.

В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин. Первая фабрика по промышленному производству кукол в России — Калишская фабрика была основана Яковом Фингергутом. Фабрика выпускала различные игрушки, а так же шарнирные и целлулоидные куклы, которые и теперь коллекционеры негласно считают Русскими. В России так же был кукольный императорский завод, фабрика Журавлева и Кочешкова, фабрика Сергея Дунаева в г. Сергиев Посад, работавшая с 1893 по 1937 год. Они выпускали кукол с фарфоровыми лицами, шарнирными телами, которые были очень популярны, передавались из поколения в поколение.

В Советском Союзе в конце 1920-х гг. кукла была запрещена, изъята из детских садов по причине пропаганды мещанского образа жизни. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Постепенно куклу пришлось реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Массовое производство кукол было запущено в 1933 году. Выпускались как целые куклы, так и просто отдельно головы, которые люди пришивали к самодельно сшитым телам. В 1970-е г., когда был налажен выпуск пластмассы, появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. 

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская художественная кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций.

  DSC_0637 DSC_0639 DSC_0657 DSC_0659 DSC_0667 DSC_0680 DSC_0705 DSC_0769 DSC_0633 DSC_0697