«Адыги: рыцари, всадники, воины …»

12.02.2016 г. в 12.00 Национальный музей Республики Адыгея открыл выставочный проект «Адыги: рыцари, всадники, воины…» в залах Краснодарского государственного историко-археологический музей-заповедника им. Е.Д. Фелицына.

Полагаем, что одним из конструктивных ориентиров в формировании политики современного музея и межмузейного взаимодействия выступает руководство ключевыми положениями Указа Президента РФ В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Впервые в рамках выставочного пространства представится возможность экспонирования музейных предметов Национального музея РА составляющие фонд национального достояния страны, ценных в силу своей культурной и духовной уникальности.

Посредством уникальных экспонатов на выставке представлена эволюция экипировки воина, конского снаряжения, холодного и огнестрельного оружия, видов военного транспорта в разные археологические эпохи и предметы этнографии по данной теме с 8 в. до н.э. до 19 в. н.э.

Всадническая традиция способствовала воспитанию в адыгской среде высокого воинского профессионализма и востребованности в качестве воинов в эпоху Ассирийского царства и переднеазиатских походов киммерийцев; позволило возвыситься мамлюкам в Египте в эпоху средневековья, а в новое время утвердиться в Османской империи.

Северо-Западный Кавказ стал центром формообразования в области вооружения. На территории исторической Адыгеи происходила эволюция адыгского клинкового оружия от кинжала пятигорского типа до создания совершенной формы – черкесской шашки.

Дух свободы и независимости, стремление к славе и предпочтение смерти бесславной жизни – все эти представления и установки являлись составными элементами рыцарской культуры. 

Черкесское дворянство, девизом которого было «честь и война», выработало свой рыцарский моральный кодекс — так называемый «уэркъ хабзэ» («уэркъ»- рыцарь, дворянин; «хабзэ» — кодекс обычно-правовых, этикетных норм). В основе этого кодекса лежало понятие «рыцарская честь». Не было никаких моральных или материальных ценностей, которые могли бы превалировать над этим понятием. Сама жизнь имела ценность только в том случае, если она была посвящена служению принципам «рыцарской чести». Рыцарский кодекс «уэркъ хабзэ» представлял собой дальнейшее развитие и концентрированное выражение общечеркесского кодекса «адыгэ хабзэ». Свод правил и принципов, содержащийся в нем, апеллирует к таким категориям, как: чувство личного достоинства, уважение и внимание к людям, мужество, честь, правдивость.

В тоже время черкесская цивилизация в своей основе не воинственнапоскольку не испытывает потребности к социально-географическому расширению: присоединению новых территорий, покорению других народов. Ценя свою свободу как высшее благо, она не стремится к порабощению других.

Наличие и презентация в рамках выставочного проекта уникальных археологических артефактов, раскрывающих характер и этапы формирования адыгского этноса, его традиций, обычаев и культуры, будет содействовать максимально широкому распространению идей толерантности и консолидации гражданского общества в регионе.

Значимость данной выставки возрастает в связи с ростом потребностей населения в качественно новых услугах в сфере культуры, туризма, усилением внимания к патриотическому воспитанию молодежи, региональному и этнокультурному компонентам в образовании на региональном и федеральном уровне.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA  OLYMPUS DIGITAL CAMERA